Чат-боты и “умные” датчики: технологии будущего в музейном пространстве

Одним из наиболее популярных способов коммуникации с посетителями музеев все больше становятся чат-боты. Так в Америке художественный музей Акрон предложил посетителям через приложение Facebook Messenger подключиться к цифровому гиду Dot.
В обязанности этого чат-бота входило составление индивидуального маршрута посетителя с несколькими остановками, повествования о самих произведениях искусств. К тому же Dot был способен еще и задавать вопросы и интересоваться чувствами людей, осматривающих картины.
Например, перед панно художника-минималиста Сола ЛеВитта, Dot рассказывал, что художник сам не создавал произведения, считая, что сама по себе творческая идея может быть произведением искусства. А весь процесс воплощения задуманного художник делегировал другим димиургам, выдавая четкие инструкции того, что и как нужно сделать.

Еще один пример такого взаимодействия — созданный компанией IBM бот IRIS+ для одного из музеев Рио-де-Жанейро. На входе каждый посетитель получал карту с чипом для использования IRIS+. По окончании осмотра чат-бот спрашивал, что хотелось бы изменить в современном мире после всего, что человек увидел на выставке. В процессе диалога IRIS+ обменивался информацией с облаком IBM и на основе анализа данных предлагал возможные варианты изменений, исходя из ответов посетителей.

Совсем не удивительно, что сейчас в музейных залах мира появляются роботы. Они заменяют музейных работников, к тому же способны выдавать большое количество информации, а также анализировать мысли и чувства людей, просматривающих экспозиции, и делать на основании этого соответствующие выводы.
В 2018 году сразу три музея Вашингтона наняли на работу роботов по имени Пеппер. Они сопровождали посетителей, отвечали на вопросы, рассказывали истории, жестикулировали, танцевали, играли в игры и позировали для селфи.

Установленные камеры и нейросети также стали использоваться для анализа восприятие выставок.
В 2016 году на одной из выставок в парижском музее появился необычный критик — робот по имени Беренсон, разработанный антропологом Дэнисом Видалом и инженером Филиппом Гауссье. Беренсон был одет в шляпу-котелок, черное пальто с повязанным поверх белым шарфом.

Создатели робота решили проверить, сможет ли он сформировать собственное эстетическое восприятие произведений искусства, взаимодействуя с посетителями выставки. Обучение робота проходило за счет общения с аудиторией музея: они показывали ему наиболее понравившуюся и наименее заинтересовавшую их работы. В конце дня робот знал около 10–20 арт-объектов выставки.

Считывать реакции Беренсону помогала встроенная в правый глаз камера, которая записывала лица людей и передавала данные на обработку в компьютеры. Позитивная реакция отмечалась зеленым, негативная — красным: принимая эти сигналы, Беренсон либо улыбался, либо хмурился, опуская губы вниз, и уходил от картины.

Собирая реакции на произведения, робот научился распознавать схожие характеристики у разных категорий объектов, а после, когда ему говорили двигаться в сторону «хороших» или «плохих» произведений искусства, самостоятельно выбирал направление и объект.

Появление искусственного интеллекта в музейных пространствах обусловила в том числе и пандемия. Этим летом в трех итальянских музеях — в Болонье, Парме и Риме — установили камеры, чтобы они помогали персоналу залов контролировать расстояние между посетителями и маски. Теперь эту технологию используют в других целях: искусственный интеллект может оценивать реакцию гостей на отдельные произведения искусства.
Разработчики считают, что применение искусственного интеллекта пригодится кураторам для организации выставок и поможет продвигать те работы, которые собирают больше положительных реакций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *