Текущая информация о покупках и продажах Россией золота противоречива только на первый взгляд. Все сразу становится на свои места, если вспомнить о том, что и золото, и Россия бывают двух видов. 

Золото может быть реальным металлом, который можно взять в руку и перевезти с места на место. Но может быть и правом собственности на некоторое количество золота, хранящегося где угодно, или даже только в виде обязательства выдать владельцу по первому требованию стоимость, эквивалентную этому количеству золота в любой валюте. В свою очередь, Россия может рассматриваться как физическая территория, обнесенная по периметру колючей проволокой, в центре которой стоят памятники Путину и Сталину, и воткнуты портреты чьих-то дедов на палках. Но Россией можно назвать и совокупность прав на различные объекты собственности, разбросанные по всему миру, и контролируемую из Кремля. Стоит лишь принять во внимание эту двойственность, как ситуация становится вполне прозрачной.

Россия входит в тройку мировых лидеров по добыче золота, занимая в ней второе место, после Китая и перед Австралией. При этом оба разрыва склонны к сокращению: Китай за прошлый, 2020 год, добыл 368,3 тонны золота. Россия вырвалась вперед, на второе место, опередив Австралию и добыв 331,1 тонны против австралийских 327,8, но Австралия быстро наращивает добычу, и, возможно, уже в этом году возьмет реванш. Все три страны сильно опережают остальных золотодобытчиков из первой десятки, где на четвертом месте — США, добывшие за прошлый год 190,2 тонны.

В 2019 году Россия в восемь раз увеличила продажи за рубеж физического золота, доведя его до $5,74 млрд в долларовом исчислении. При этом 93% от всего экспорта было вывезено в Великобританию, что составило 113,5 тонн. Остальное купили 12 стран, включая Казахстан и Швейцарию.

Таким образом, золото стало крупнейшей статьей российского экспорта в Великобританию — больше, чем закупки нефти и нефтепродуктов, составившие в сумме около $3,4 млрд. Помимо золота Россия также увеличила экспорт в Великобританию платины и серебра – на $936 млн и $100 млн соответственно.

Куда ушло золото физически, после его отгрузки, и где оно хранится, отследить сложно. Зато с покупателями все обстоит очень интересно: закупки российского золота британскими резидентами в 2019 году составили не более $501 млн.

При этом, по итогам 2019 года запасы драгоценных металлов в хранилищах российских банков достигли минимально рекордного значения за последние пять лет — свыше 92 тонн в золотом эквиваленте. То есть, речь идет не только о золоте, но обо всех драгметаллах в пересчете на стоимость золота. Но только в Великобританию, и только золота ушло, как мы помним, 113,5 тонн.

В 2020 году экспорт физического золота вырос еще сильнее, составив $18,5 млрд. Причем, ЦБ РФ с апреля прекратил закупать его в свои резервы, а правительство стало выдавать золотодобытчикам генеральные, а не разовые лицензии на экспорт, открыв дорогу к вывозу почти всего золота, которое добывается в России. Валютная выручка должна была компенсировать обвал рынка углеводородов, наступивший из-за пандемического шока.

Помимо металлов увеличился и вывоз зерна. Тем не менее, полностью заменить нефтегазовый экспорт эти товары не смогли, и России приходилось сокращать импорт, хотя сделать это было непросто: от иностранного сырья, оборудования и электроники зависят не только потребительский рынок, но и стратегические отрасли – от авиапрома до производства еды и лекарств. В ход пошли даже зарубежные резервы банков: в третьем квартале 2020-го они перевели в страну $8,7 млрд долларов, которые хранили на зарубежных счетах.

В 2021 году Центробанк России продолжил снижать количество физического золота в своем резерве. Всего за первые четыре месяца 2021 года экспорт золота из России составил 79,6 тонны, на $4,5 млрд, и, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, вырос в натуральном выражении на 9%. Основной страной-получателем физического золота по-прежнему оставалась Великобритания. Это не удивительно, поскольку Лондон является мировым хабом по обороту и хранению драгметаллов.

Тут возникает вопрос о том, куда тратилась выручка от проданного золота. Вся ли она расходовалась на текущие нужды – или частично резервировалась. И, если резервировалась, то в каком виде?

Как обычно, непотраченная часть выручки аккумулировалась в валюте, в Фонде национального благосостояния (ФНБ). Но состав валютной корзины в 2021 году стал меняться. Минфин РФ избавился от долларов и вдвое сократил в своих резервах долю британских фунтов, конвертировав их в юани, евро и … в золото. Но не в физическое золото, а в договорное, в виде записи о праве собственности. Эти конверсионные операции были завершены к началу июля, причем Минфин прямо говорил об их цели: переход на валюты с наименьшими санкционными рисками. При этом, договорное золото в составе ФНБ стало новшеством — раньше его там не было.

Сейчас доля золота в безналичной форме достигла в ФНБ 20,2%, долларов США не стало вовсе, доля фунта стерлингов сокращена до 5%, доли евро и юаня увеличены до 39,7% и до 30,4% соответственно. Еще 4,7% хранятся в японских иенах. Ранее доллары США составляли около 35% ликвидных активов ФНБ. В планах – увеличение доли безналичного золота.

Все перечисленные пертурбации рисуют довольно очевидную картину: из России по максимуму выводят финансовые средства.

Стратегически это отвечает ее реорганизации в рамках проекта “две России — один Кремль”. Но реализация этого проекта создает в геополитическом плане очевидные тактические риски. Похоже на то, что из “внутренней России” спешно удаляют все, что только возможно, максимально “облегчая” ее перед будущей войной или же сменой руководства (которой все-таки попытаются избежать в отличие от войны).

Впрочем, выбор у Кремля и так не большой. Годовой показатель инфляции в мае вырос до 6,02% при ключевой ставке в 5% годовых. Кредитная задолженность физических лиц перед российскими банками на 1 мая 2021 года достигла 21,7 трлн рублей, причем рост долгов россиян за первые четыре месяца года составил 8,4% этой суммы, что почти на 40% выше темпов официальной инфляции. Попросту говоря, малоимущие россияне, которых абсолютное большинство, в 2021 году беднеют быстрее, чем богатеют имущие.

В сумме с уже наступившими последствиями санкций это дает неизбежный дефолт, который может быть прикрыт очередной авантюрой, и под который могут быть предприняты внутриполитические действия, трудновыполнимые в обычной ситуации. Вполне вероятный сценарий — поглощение Беларуси сразу после выборов в ГД, которые запланированы на 17-19 сентября, возможно в сочетании с новой эскалацией войны против Украины. Непосредственно перед этим будет вычерпан ФНБ, средства из которого перейдут в еще не засвеченные “кошельки Путина и компании”.

Военные действия, казенные восторги от “объединения двух славянских народов” и новый пакет формальных санкций дадут возможность увести в тень все вопросы по фальсификации выборов и отменить конвертируемость рубля, вернув его к советскому “деревянному” состоянию. Под этот возврат будет списана и часть долгов населения, что обеспечит дополнительную поддержку Путина в низах российского общества. Следующим шагом станет поэтапный запрет для простых граждан на владение иностранной валютой. После этого “внутренняя Россия”, наконец, наглухо замкнется по образцу КНДР, поддерживая отношения с “внешней” через заранее выстроенные экономические схемы в ЕС, через ряд постсоветских государств, а также через Китай. И тогда давняя мечта “коллективного Путина” о восстановлении СССР, хотя бы частичном, воплотится, наконец, в реальность.

https://www.dsnews.ua/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *