Время от времени киевский айтишник с позывным “Мажор” выезжает на охоту. Собирает команду, складывает в багажник беспилотники и отправляется на фронт.
Он не военнослужащий, его скорее можно назвать свободным охотником. Однако с тем, чтобы добраться до сектора боевых действий, у Мажора проблем не возникает. Военные его уже знают и в курсе, на что он способен.
- Такие вещи делает, что волосы дыбом, – говорит о Мажоре аэроразведчик Сергей Гнездилов.
Сначала Мажор разведывает местность, делится новыми данными с бригадами, находящимися на секторе. А когда находится интересная цель, начинается охота. На российскую технику, средства связи и, конечно, на живую силу.
Главное оружие Мажора – FPV-дроны.
FPV – это аббревиатура от First Person View (в переводе с английского: от первого лица). Такое название обусловлено принципом управления квадрокоптером. Пилот получает видеопоток с дрона на очки, благодаря чему управляет беспилотником гораздо эффективнее.

Этих летающих камикадзе начали использовать в украинской армии не так давно, но они приобретают все большее значение в войне с Россией. Недаром ее называют самой масштабной в истории войной дронов.
Для чего нужны FPV-дроны и в чем их отличие от квадрокоптеров другого типа? Почему их считают одним из немногих средств поражения, в которых Украина не зависит кардинально от союзников? И почему FPV-беспилотники – это не только помощь на поле боя, но и большая угроза для украинской армии? Об этом – в статье УП.
Охота на российский танк
Мажор он не потому, что родители богатые. Все из-за автомата. В феврале 2022-го, когда он стоял на блокпосту на объездной в Киеве, у теробороновцев рядом были автоматы калибра 5,45 мм, а у него – так получилось – 7,62 мм. Его друг Саша, который был рядом, увидев лучшую, чем у него самого, “игрушку”, вынес приговор: “Все, быть тебе Мажором”.
Зимой Саша погиб, и в память о товарище Мажор решил не менять свой позывной. Так с ним до сих пор и ходит, хотя средств у Мажора не так чтобы много.
А деньги бы не помешали. Не потому, что FPV-дроны дорогие – наоборот, это одно из самых дешевых решений для атаки с воздуха. Цена одного – в среднем $300-400. Но ведь это же камикадзе. Поэтому это триста долларов, потраченные на один вылет.
- Мы все видим красивые видосы, где летит дрон, и – бам! – попал. Х*р! Если один из пяти поражает цель, ты пилот крутой. Поэтому расход этого добра – дай Бог, – говорит Мажор и признается: сам он поражает цель в одном случае из трех.

Объективы на FPV-беспилотниках обычно дешевые, для изучения территории не подходят. Пилоты пользуются данными дронов-разведчиков, а иногда и ориентирами наземной разведки. Поэтому отправляя свой квадрокоптер в последний полет, они обычно уже знают, что хотят поразить.
Мажор запускает борт только тогда, когда находит по-настоящему “жирный” объект: военную технику, скопление пехоты, системы наблюдения. Подвижную технику трудно поразить артиллерией, пехота может разойтись, пока до нее долетит более медленный дрон, а камеру на тонких мачтах трудно обезвредить с помощью обычных “сбросов” – проще в нее врезаться.
Из всего перечисленного камеры – наименее очевидный объект в понимании гражданского. Хотя, например, российский комплекс видеонаблюдения “Муром-М” способен визуально распознать человека на расстоянии до 10 километров, а тепловизором – до 4 километров. Ему можно задать 30 точек, которые он будет проверять в режиме 24/7. А увидев интересный объект, передаст координаты военным, которые сразу могут открыть огонь по сектору.
Мажор вспоминает операцию в Луганской области. На телефонной вышке в одном из сел россияне установили камеру, которая наблюдала за стратегически важной высотой. Когда на высоту начали заходить украинские военные, оккупанты могли видеть цели и корректировать свой огонь.
Разрушить металлический скелет башни сложно. И тогда на помощь пришла команда Мажора. Она нашла удобную позицию для взлета, и за несколько минут камикадзе уничтожил камеру россиян.
Для рассказа об эффективности FPV-дронов обычно используют другое сравнение – птичка за 300 долларов может повредить танк стоимостью в несколько миллионов.
- Если прям правильно попасть в задний отсек двигателя, то процентов 70, что он загорится, – говорит военный с позывным “Ди-Джей”, который тоже специализируется на FPV. – Например, выехал танк, отрабатывает, а ты до него долетаешь. Можешь хотя бы зацепить гусеницу, она спадает и все – танк стоит, теперь его может добить арта. Или как вариант – снарядить еще один борт.
Сам Ди-Джей еще танки не подбивал, а вот в БМП – попадал.
Однако в ютубе можно найти достаточно видео, как квадрокоптеры-камикадзе догоняют танк. А среди военных – услышать немало историй о случаях, когда, например, в одном районе боевых действий могут дронами за месяц сжечь 40 единиц бронированной вражеской техники.
Среди других интересных для пилота FPV-дрона целей – пункты наблюдения, противотанковые ракетные комплексы, станковые гранатометы и крупнокалиберные пулеметы. Даже в блиндажи удается залетать – чего не сделаешь обычным снарядом.
Хотя FPV-дрон – это, по сути, тоже снаряд, только управляемый.
Еще одним отличием от уже ставшего классикой “Mavic 3” является то, что “ефпивишка” втрое быстрее. 160 километров в час этот беспилотник набирает без усилий. В зависимости от количества установленной на борт взрывчатки скорость снижается, однако все равно остается бешеной.
Из-за этой скорости и маневренности дронами управляют в очках – это обеспечивает максимальное погружение в процесс. А за безопасность пилота, который не видит ничего рядом, приходится отвечать напарнику.
Кроме простеньких камер у FPV-дронов еще и слабые аккумуляторы, которых хватает на несколько минут полета. Но этого достаточно, чтобы добраться до цели.
Есть у этих квадрокоптеров еще одно существенное преимущество перед “Mavic 3” – они гораздо более устойчивы к средствам радиоэлектронной борьбы.
FPV-дроны используют аналоговую систему передачи видео. Заглушить ее гораздо труднее, однако враг может перехватить сигнал и увидеть ту же картинку, что и оператор. Это бы представляло опасность, если бы коптер возвращался к пилоту и разоблачал позиции украинских бойцов. Но для него это путешествие – в одну сторону.
- “Мавик” – это уже классика. Стоит довольно дорого, но он неоднократный и имеет целью вернуться, – говорит аэроразведчик Гнездилов, который – дай ему волю – установил бы “Mavic 3” памятник… – Что касается FPV… Если сравнивать с мотоциклами, то это такой любительский эндуро, который собрали и теперь на нем рассекают, вымахиваются.