Эрдоган заявил о готовности начать строительство канала в обход Босфора

С идеей постройки канала в обход Босфора, который соединит Черное и Мраморное моря и пройдет через западную окраину Стамбула, Эрдоган  выступил ещё в 2011 году, возглавляя на тот момент правительство страны. По его мнению, новый канал  позволил бы уменьшить нагрузку на пролив (в обоих направлениях по нему ежедневно проходит больше ста судов) и вывести за пределы вод Стамбула суда, везущие наиболее опасные грузы.

Однако, на данный момент ведущие банки Турции отказываются от финансирования данного проекта. Причиной этого являются экологические, политические и финансовые риски, пишет Reuters со ссылкой на источники в банках и финансовых кругах Турции.

 «Я не думаю, что мы сможем участвовать в финансировании канала «Стамбул». Он может вызвать ряд экологических проблем», — сказал Reuters на условиях анонимности один из банкиров.

Дело в том, что шесть ведущих банков Турции, среди которых Garanti Bank, Is Bank и Yapi Kredi, подписали поддерживаемый ООН документ о принципах банковской ответственности, которые призывают избегать причинения вреда окружающей среде и жителям планеты. Это и стало препятствием для их участия в проекте.

По плану, строительство канала (шириной около 150 м и глубиной 25 м) должно завершиться к 2023 году, когда в Турции будет праздноваться столетие республики. Критики проекта указывали на опасность, которую он создает для экологии региона, а также связанную с его реализацией угрозу возникновения проблем снабжения Стамбула питьевой водой, для которого используется вода из озера Теркос и водохранилища Сазлидере.

 Мэр города и большинство его жителей также неоднократно выступали против строительства канала.

Еще один банкир в беседе с агентством указал на то, что против проекта выступают оппозиционные партии. Таким образом, строительство канала может оказаться сорванным, если на выборах в 2023 году партия Реджепа Эрдогана проиграет.

 «Размер проекта слишком велик. Он влечет репутационные и кредитные риски», — отметил он, выразив мнение, что строительство канала «похоже, является любимым проектом правительства».

 Напомним, в 2019 году общая стоимость строительства канала оценивалась в $13 млрд, что делает его одним из самых дорогих инфраструктурных проектов страны.Кроме того, существует риск срыва проекта на позднем этапе строительства.

Как отмечает Reuters, нежелание турецких банков финансировать проект повышает вероятность того, что в финансировании строительства примут участие госструктуры и иностранные инвесторы.

Представитель и советник Эрдогана Ибрагим Калин, отвечая на вопрос агентства, будут ли турецкие банки участвовать в финансировании, сказал, что проект «обязательно привлечет» инвесторов и кредиторов после того, как будут проведены тендеры. По его словам, уже есть интерес к торгам, которые будут открыты для всех, включая турецкие, европейские, американские и китайские компании. «Это прибыльный проект <…> и мы уверены, что он будет и дальше реализовываться», — добавил он.

По оценкам турецких властей, будущий канал «Стамбул» сможет пропускать около 160 судов в день, включая крупные танкеры. По мысли авторов проекта, это позволит решить проблему с очередями, которые регулярно образуются у входа в Босфор.Валютный кризис в 2018 году вынудил отложить строительство канала, однако проект снова появился на повестке дня после того, как в прошлом месяце турецкое правительство одобрило планы стройки. Власти Турции планируют начать строительство канала в июне этого года.

Среди главных причин строительства называют желание Анкары построить свободный от налагаемых международными конвенциями ограничений судоходный канал.

Власти России обеспокоены тем, что канал может не подпадать под действие Конвенции Монтрё, ограничивающей доступ иностранных военных кораблей в Черное море через пролив Босфор. Конвенция Монтрё 1936 года предусматривает свободный проход торговых судов через проливы Босфор и Дарданеллы (им не приходится платить за транзит через турецкую территорию). Также соглашение ограничивает прохождение из Средиземного моря в Черное военных кораблей. Сейчас существует определенный лимит их водоизмещения и специализации,чего, скорее всего не будет, в условиях прохождения по новому каналу: Эрдоган заявил, что канал под конвенцию Монтрё подпадать не будет.

По материалам информагентства Reuters

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *