Сказ о том, как в России 10 лет уничтожали независимую журналистику

Елизавета Сурначева, Контантин Бенюмов, Любовь Моисеенко, Михаил Агеев

22 декабря 2021 года

В этом проекте мы попытались наглядно изобразить историю этого процесса за последние десять лет. Хотя Кремль воевал со СМИ и раньше, массовые протесты 2011 года словно открыли новый этап этой войны.

В статье – истории независимых федеральных медиа – тех, которые чаще всего подвергались давлению. Сюда вошли только публичные истории – те, о которых писали и говорили вслух. За скобками остались сотни кулуарных переговоров, звонков из Кремля, прямых и непрямых угроз, проблем с рекламодателями, таинственных исчезновений материалов – всего того, что составляло повседневную жизнь многих российских медиа в последние годы.

Ежегодно, если не ежемесячно, и до того работавшие в довольно непростых условиях российские журналисты самых разных изданий сталкивались с судами, штрафами, давлениями на собственников, а под конец – и просто уничтожением СМИ. Журналистские коллективы меняли редакции, открывали новые медиа, сражались за старые, но власти изобретали все новые и новые методы борьбы с теми, кто пытается рассказывать о событиях не с их точки зрения.

2011 год

30 ноября – Зам главного редактора “Газеты.ру” Роман Баданин покинул пост из-за требования снять “Карту нарушений” с сайта

Хотя выборы еще не прошли, а массовые протесты еще не начались, российские власти уже пытались регулировать работу медиа. В конце 2011 года в редакции “Газеты.ру” возник конфликт: акционеры требовали снять “Карту нарушений” (проект, где отображались сообщения о нарушениях на выборах) и поставить рекламу “Единой России”. Заместитель главного редактора издания Роман Баданин, отказавшийся делать и то и то, уволился. “Карта нарушений”, которая была сделана совместно с организацией “Голос”, тогда действительно вызывала много нареканий властей: депутаты жаловались на нее в прокуратуру, а ЦИК обвинял организацию в клевете. Спустя несколько лет “Голос” был признан “иностранным агентом”.

Декабрь – Начал работать “ОВД-Инфо”, который станет главным счетчиком задержанных на митингах

В декабре 2011 года московский журналист Григорий Охотин и программист Даниил Бейлинсон стали свидетелями массовых задержаний участников митингов против фальсификаций на думских выборах. Они стали сообщать число задержанных и их имена, а затем запустили сайт, на котором собиралась информация о задержаниях. Вскоре проект разросся, помимо информирования, он занимался и помощью задержанным. И превратился в полноценное “медиа по протестам” – именно на их оценку по количеству задержанных и по происходящему после протестов ориентировались все медиа в последние годы.

12 декабря – Главный редактор журнала “Власть” Максим Ковальский уволен за публикацию фотографии с нецензурным посланием Путину

“Власть” – общественно-политический еженедельник ИД “Коммерсант”, существовавший столько же, сколько весь ИД. После выборов в Госдуму он вышел с обложкой с заголовком “Победа единовбросов”, а в качестве иллюстраций к одному из материалов о голосовании на зарубежном участке была фотография избирательного бюллетеня с нецензурным посланием Владимиру Путину. Владелец ИД “Коммерсант” Алишер Усманов назвал это “мелким хулиганством” и уволил главного редактора журнала Максима Ковальского, вместе с ним ушла большая часть коллектива журнала. Сотрудники ИД назвали это актом цензуры и выступили в поддержку Ковальского.

2012 год

Июнь – Глава СКР Александр Бастрыкин угрожал замглавреда “Новой газеты” Александру Соколову

“Россия – одно из самых опасных для журналистов мест в мире. А самое опасное в России место для журналистов – это “Новая газета”, – писал в 2006 году в статье в The Wall Street Journal Гай Чейзан. С момента основания газеты убиты шесть ее журналистов, включая Анну Политковскую, писавшую о войне в Чечне. Каждый год работы газеты – это новые угрозы, поступающие журналистам издания.

Хотя большинство событий вокруг “Новой газеты” – это не системные попытки властей закрыть газету, а скорее угрозы отдельных политиков, бизнесменов и криминала, количество этих эпизодов, а, главное, отсутствие максимально резкой и своевременной реакции правоохранительных органов на факты нападения и угрозы журналистам вполне отображают климат работы СМИ в России: факты успешного расследования властями преступлений против журналистов намного более редкие, чам факты замалчивания и заминания таких дел.

Пожалуй, один из самых известных в истории последнего десятилетия случаев прямых угроз журналисту от высокопоставленного чиновника произошел именно с “Новой газетой”. В июне главный редактор издания Дмитрий Муратов рассказал, что охрана председателя Следственного комитета отвезла замглавреда газеты Сергея Соколова в лес, а сам Бастрыкин, оставшись с журналистом наедине, будто бы “грубо угрожал жизни” Соколова. Поводом якобы стала статья о деятельности “банды Цапков” в Краснодарском крае. Позже глава СКР извинился за излишнюю эмоциональность, но сказал, что в лес никого не вывозил. На том публично конфликт был вроде бы исчерпан.

6 июня – Гендиректор ИД “Коммерсант” Демьян Кудрявцев покинул пост

Хотя уход гендиректора ИД “Коммерсант” Демьяна Кудрявцева обсуждался еще с момента увольнения Ковальского, официально оформленная отставка стала серьезной новостью для медиарынка. Сам он призывал не искать политики в его увольнении, но бывшие и действующие сотрудники ИД отмечали, что это всего лишь следствие общего недовольства редакционной политикой холдинга, в частности освещением протестов.

2013 год

ИД “Коммерсант” оказался в центре нескольких скандалов, связанных с исчезновением или снятием политических публикаций

В 2013 году, в год выборов мэра Москвы, в публичную плоскость вылилось несколько скандалов с политическими публикациями в “Коммерсанте”. По этим скандалам было видно: давление на ИД со стороны властей только усиливается. Издание опубликовало некомплиментарное высказывание пресс-секретаря Владимира Путина Дмитрия Пескова об оппозиционере Алексее Навальном – а позже удалило его, объяснив, что цитата была сказана на закрытой встрече и опубликована по ошибке, а журналистов, которые поставили новость на сайт, уволили. В сентябре этого года с сайта издания исчезли заметки о расследовании Навального о дачах высокопоставленных чиновников, среди которых были Володин и Приходько.

Февраль – Начало работу новое СМИ “Русская планета”

“Русская планета” была запущена девелоперским холдингом “Мортон”. Возглавил новое издание Павел Пряников, до этого работавший в “Свободной прессе” и РИА Новости. Его заместителем стал Сергей Смирнов, работавший до этого в “Газете.ру”.

Издание довольно быстро набирало популярность, публикуя новости, репортажи и лонгриды.

Как вспоминал позже Сергей Смирнов, на момент запуска у издания было только два ограничения – не трогать лично президента и патриарха, в остальном журналисты были вольны освещать любую повестку.

4 марта – Уволен главный редактор “Газеты.ру” Михаил Котов

В марте 2013 года довольно неожиданно пост главреда “Газеты.ру” покинул Михаил Котов, более трех лет возглавлявший сайт. Была ли в этом какая-то явная политическая составляющая или недовольство владельцев редакционными стандартами, неизвестно. Котов объяснял, что был несогласен с политикой собственника и новыми правилами работы издания: редакция фактически переставала подчиняться главреду.

Котова поначалу заменили человеком из редакции: главным редактором стала возглавлявшая отдел “Комментарии” Светлана Лолаева. Однако и ее уволили быстро и неожиданно: спустя шесть месяцев, в день выборов, 13 сентября.

В итоге к моменту назначения нового главреда, экс-сотрудницы “Известий” и РИА Новости Светланы Бабаевой, в издании уже не осталось большей части сотрудников отдела политики и общества и издание покинул прежний менеджмент.

Ноябрь – Роман Доброхотов запустил The Insider, медиа о криминале и коррупции

До 2013 года в России было очень мало изданий, которые специализировались бы на расследованиях: самые громкие из расследовательских материалов писались журналистами в других изданиях. В 2013 году бывший активист “Солидарности” и основатель движения “Мы” журналист Роман Доброхотов решил запустить The Insider. Новое медиа писало о криминале, политике и коррупции.

За следующие восемь лет своей работы The Insider станет одним из самых известных российских расследовательских медиа: они выпускали материалы о присутствии российских войск на Донбассе, именно они совместно с Bellingcat первыми раскрыли личности отравителей экс-сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля и рассказали о роли ФСБ в отравлении Алексея Навального.

9 декабря – РИА Новости ликвидированы, а главный редактор Светлана Миронюк не продолжила работу в новом холдинге

Хотя государственное агентство РИА Новости сложно было назвать независимым медиа, его ликвидация и увольнение главного редактора Светланы Миронюк стали довольно знаковым событием в истории отношений российского государства и СМИ.

Считалось, что при Миронюк РИА Новости, хоть и работая со всеми понятными для госмедиа ограничениями в общем, как минимум освещали важные для общества события, не умалчивая самые значимые из них. В частности, во время протестов 2011-2012 годов освещали митинги, вели стримы с площадей и так далее.

По всей видимости, это не вписывалось в понимание руководством страны эффективного медиа. Формально ликвидацию РИА Новости и образование на его основе холдинга МИА “Россия сегодня” объясняли необходимостью экономии (экономии бюджетных средств в итоге так и не получилось). Но через пару лет после отставки Миронюк рассказывала об этом так: у нее и первого замруководителя администрации президента, отвечавшего за медиа, Алексея Громова было разное понимание эффективного государственного СМИ, и чиновник добился ее отставки.

Назначенный на место руководителя нового госагентства Дмитрий Киселев, один из самых известных российских пропагандистов, явно подходил под задачи государства намного лучше и руководит холдингом до сих пор.

2014 год

3 февраля – Крупнейший оператор спутникового ТВ “Триколор” отключил телеканал “Дождь”

Еще в 2010 году на телеканал “Дождь” приходил президент Дмитрий Медведев и хвалил “оптимистичный канал”, но спустя пять лет, после освещения протестов и украинского Майдана, он перестал быть столь симпатичным властям.

Повод начать войну против “Дождя” нашелся неожиданно: в январе, в годовщину блокады Ленинграда, телеканал провел опрос: “Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?” Хотя канал удалил опрос из соцсетей и извинился, последовали проверки прокуратуры, предупреждения, штрафы и, наконец, отключения от кабельных сетей – основного канала вещания “Дождя”.

12 марта – Уволена главный редактор “Ленты.ру” Галина Тимченко

Основанное в 1999 году Антоном Носиком интернет-издание к 2014 году стало одним из самых посещаемых ресурсов рунета. Издание славилось емкими новостными заметками, подробными разборами событий, а позже и колумнистикой, интервью и спецрепортажами.

Одно из интервью и стало причиной решения холдинга “Рамблер”, которому принадлежало издание, об увольнении главного редактора издания Галины Тимченко. Причиной недовольства стало предупреждение Роскомнадзора, вынесенное за интервью с одним из лидеров украинского националистического движения “Правый сектор” (движение запрещено в России), игравшего тогда видную роль в событиях Евромайдана.

Вслед за Тимченко редакцию покинула большая часть сотрудников.

13 марта – Заблокированы сайты изданий “Грани”, “Каспаров.ру” и “Ежедневного журнала”

Долгое время “Грани” и “Каспаров.ру” считались, наверное, самыми критично настроенными к власти ресурсами. Там публиковались самые известные критики власти, и до 2005 года ресурс принадлежал Борису Березовскому. С 13 марта 2014 года доступ к сайтам “Грани.ру”, “Каспаров.ру” и “Ежедневному журналу” был заблокирован на территории России Роскомнадзором по требованию Генеральной прокуратуры России. К ним применили “закон Лугового”, который разрешал внесудебные блокировки из-за “призывов к массовым беспорядкам”. Позже “Грани” объявили о переезде на “неблокируемое” зеркало и в другие доменные зоны, но доступ к нему из России ограничивается до сих пор. “Каспаров.ру” также продолжает публиковаться на зеркалах.

Август – Глава “Роснефти” Игорь Сечин выиграл суд у “Ведомостей” из-за колонки о самом себе

Игоря Сечина как главу госкомпании и личность задевали не только оценки своего состояния, но и своей роли в государстве.

В августе 2014 года он выиграл суд у газеты “Ведомости”. Предметом иска о защите чести, достоинства и деловой репутации стала колонка заместителя главного редактора “Ведомостей” Кирилла Харатьяна от 16 июня 2014 года. Президент “Роснефти” пытался оспорить утверждения о том, что президент нефтяной компании якобы принимает решение за государственные органы и распоряжается дивидендами компании. Суд постановил удалить с сайта газеты спорные утверждения и опубликовать опровержение.

Сентябрь – Медиагигант РБК объявил о перезапуске и стал писать громкие расследования

С момента основания в 1993 году РБК разросся до большого холдинга, в котором были и хостинг, и чаты, и онлайн-конференции, и профильные сайты с совокупной аудиторией в несколько миллионов человек. Самыми заметными были два информационных ресурса – сайт rbc.ru и газета “РБК daily”, считавшаяся членом “большой тройки” деловых газет вместе с “Ведомостями” и “Коммерсантом”.

Бизнесмен Михаил Прохоров купил холдинг в 2010 году, с тех пор он успел основать партию и лишиться ее из-за несогласия с Кремлем, выставить свою кандидатуру в президенты в 2012-м и проиграть.

В 2012 году он позвал руководить холдингом в должности председателя совета директоров основателя холдинга Independent Media (издатель газеты “Ведомости”) Дерка Сауэра, а тот привел новую команду медиаменеджеров: генеральным директором стал Николай Молибог, бывший директор “Рамблер – Афиши”, руководить объединенной редакцией пришла экс-главред “Ведомостей” Елизавета Осетинская и бывший главред сайта Forbes Роман Баданин. Издание объявило о перезапуске: объединении ресурсов и изданий и новых стандартах работы.

Издание стало одним из лидеров по цитируемости, и в нем начали публиковаться громкие расследования. В течение нескольких лет коллектив выпустил несколько резонансных материалов – о присутствии российских войск на Донбассе, о бизнесе РПЦ и других. Самым известным из них стало расследование о кураторе строительства “Долины МГУ” Екатерине Тихоновой – именно после публикации РБК стало известно, чем занимается старшая дочь Владимира Путина.

Октябрь – Бывшие сотрудники “Ленты.ру” запустили “Медузу”, передовика новых форматов и коммерческих продуктов, за которые не стыдно

Спустя несколько месяцев после ухода из “Ленты.ру” бывшие сотрудники издания во главе с Галиной Тимченко объявили о запуске нового медиа. Чтобы избавить российские власти от соблазна дальнейших вмешательств в дела редакции, “Медуза” обосновалась в Латвии, там же была зарегистрирована, там же сидела значительная часть редакции. Но фокус издания оставался прежним о России и для России.

Начав с новостной рассылки и приложения, за несколько лет “Медуза” завоевала серьезную аудиторию (более 200 тысяч пользователей в день, данные Mediascope от февраля 2021-го) и стала одним из самых цитируемых среди российских СМИ.

Октябрь – Михаил Ходорковский после выхода на свободу решил запустить свои проекты и свои СМИ

Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский провел в российской тюрьме больше десяти лет. В декабре 2013 года он был неожиданно помилован российским президентом и вышел на свободу, но, выйдя на свободу, остался последовательным критиком Путина.

Спустя несколько месяцев после освобождения он наконец дал понять, чем займется дальше. Во-первых, он решил возродить ликвидированную некогда “Открытую Россию”, собрав под этим брендом политические, правозащитные, образовательные и многие другие проекты.

Отдельно Ходорковский решил развивать и медийное направления работы. Руководить сайтом “Открытой России” Ходорковский позвал Веронику Куцылло, ранее работавшую в “Коммерсант-Власти” и ушедшую оттуда после увольнения Максима Ковальского в 2011 году. Новая команда работала над новостями, лонгридами, расследованиями, развивала проекты в социальных сетях.

6 ноября – С “Эха Москвы” уволили, а потом снова наняли Александра Плющева

“Эхо Москвы” и ее главный редактор Алексей Венедиктов давно официально комментируются властями как “официальное оппозиционное медиа”. На их примере Владмир Путин и другие чиновники любят подчеркивать, что в России есть целая радиостанция, которая хоть и принадлежит государственному “Газпром-медиа”, но дает слово критикам власти. Самого Венедиктова часто критикуют за чрезмерно теплые отношения с российскими чиновниками, но формально с Путиным не поспоришь: слово критикам там действительно дается.

Что происходит за кулисами этого тонкого баланса между независимой журналистикой и дружбой с властями, доподлинно неизвестно, однако и у этого баланса, как оказалось, есть предел. В ноябре 2014 года ведущий радиостанции Александр Плющев был уволен за оскорбительный, как объясняли позже, твит о погибшем сыне главы администрации президента Сергея Иванова. Решение об увольнении принимал лично председатель совета директоров “Газпром-медиа” Михаил Лесин.

2 декабря – Уволен главный редактор “Русской планеты” Павел Пряников

В конце 2014 года инвесторы попросили главного редактора “Русской планеты” Павла Пряникова покинуть пост. Решение не было связано с финансовыми показателями или посещаемостью, говорил Пряников. Но еще до увольнения главреда “Русской планеты” журналисты издания жаловались на давление и цензуру – например, при освещении событий в Украине. В марте 2014 года редакция пережила крупный скандал из-за текста из Крыма, после которого часть редакции уволилась. Смирнов ушел в “Медиазону” в середине 2014-го. А уже в декабре 2014-го оставшимся в “Русской планете” журналистам объявили о “полной смене курса” издания.

“Русская планета” выходит до сих пор и публикует новостные материалы – например, о том, что Путин взял на российско-греческие переговоры “красивую переводчицу”.

5 декабря – Генеральным директором ИД “Коммерсант” назначена Мария Комарова, давняя соратница большого кремлевского чиновника

2014 год стал непростым для всех российских медиа, а для “Коммерсанта” особенно: газета, освещавшая военный конфликт на Донбассе и писавшая об участии российских кадровых военных в этой войне, подвергалась постоянному давлению.

В ноябре свой пост покинул главный редактор газеты “Коммерсант” Михаил Михайлин, проработавший на этом посту больше четырех лет. Его место занял главный редактор журнала “Деньги” Сергей Яковлев. Официально о причинах ухода Михайлина сообщалось мало, однако произошло это через полторы недели после статьи о контрсанкционных предложениях, которые, по данным издания, представила “Роснефть”. Госкомпания опровергала опубликованную информацию, пригрозила газете судом, но отдельно выпустила заявление, что к увольнению Михайлина никакого отношения не имеет.

А в конце 2014 года в ИД довольно неожиданно уволили гендиректора Павла Филенкова.

2015 год

17 сентября – Axel Springer продал Forbes российскому бизнесмену Александру Федотову

После принятия в России закона, по которому иностранцам и иностранным компаниям запрещалось владеть более 20% российских СМИ, издателю российского Forbes, немецкому холдингу Axel Springer, пришлось продать 100% российского ЗАО “Аксель Шпрингер Раша”, управлявшего всем ее российским бизнесом.

Новым владельцем актива стал бизнесмен Александр Федотов, основатель ИД “​Артком Ме​диа”. На возникающие вопросы о дальнейшей редакционной политике журнала Федотов ответил в интервью РБК: он сказал, что журнал постарается “не заходить на политическую территорию” и что считает “необязательными” для журнала истории про высокие зарплаты чиновников.

20 ноября – Демьян Кудрявцев купил “Ведомости”, не известно на чьи деньги

Из-за нового закона, по которому иностранцам запрещалось владеть более 20% СМИ в России, иностранные совладельцы “Ведомостей” передали 100% акций компании российскому медиаменеджеру, бывшему гендиректору “Коммерсанта” Демьяну Кудрявцеву.

Вокруг этой сделки сразу ходило много слухов: многие предполагали, что Кудрявцев не настоящий покупатель, а фронтмен. Но сам он признавал участие в сделке только своих друзей – Владимира Воронина и Мартина Помпадура.

Впрочем, по состоянию на 2015 год убедительно доказать, что за Кудрявцевым в этой сделке “кто-то стоит”, никто не мог. Лишь спустя пять лет, уже после того как Кудрявцев продал “Ведомости”, совместное расследование нескольких российских СМИ показало: издание было куплено полностью на заемные средства и, по сути, оказалось в залоге, который с 2017 года контролирует “Роснефть”.

7 декабря – К “Дождю” пришли с прокурорскими проверками, странным образом это совпало с расследованием Навального о Генпрокуроре

В декабре 2015 года в редакцию “Дождя” пришли силовики. Прокуроры и даже МЧС проверяли редакцию на предмет соблюдения закона о противодействии экстремизму и терроризму.

Как выяснилось позже, эта проверка могла быть связана с участием журналистов “Дождя” в расследовании о бизнесе семьи генпрокурора Юрия Чайки, которое в том году выпустил Алексей Навальный.

Позже прокуратура сообщила, что нашла на телеканале нарушения трудового законодательства и правил пожарной безопасности. Телеканал оплатил штрафы и продолжил работу.

2016 год

14 января – Новым главредом Forbes назначен Николай Усков, журналисты обвиняют владельца в давлении

Вслед за владельцем в Forbes сменился и главный редактор. В январе им стал Николай Усков, бывший главред GQ и руководитель проекта “Сноб”.

В 2016 году стало известно и о первом скандале с вмешательством нового собственника, Александра Федотова, в редакционную политику. В публикуемом ежегодно рейтинге “25 самых дорогих руководителей компаний” не была указана сумма вознаграждения главы ВТБ Андрея Костина: по словам сотрудников журнала, сумма была снята по прямому указанию Федотова.

Спустя год уволившаяся из издания Елена Зубова пыталась оспорить факт вмешательства в суде, но проиграла его.

Февраль – Журнал The New Times получает предупреждение Роскомнадзора, блокировки, DDoS-атаки на сайт и отказы типографии

Журнал The New Times Евгении Альбац имел, пожалуй, самую скандальную и нежеланную для российских властей славу среди печатных общественно-политических еженедельников, однако журнал не просто был доступен в продаже, но на него была даже подписана администрация президента.

В 2016 году обстановка вокруг журнала накалилась. Роскомнадзор вынес предупреждение за отсутствие маркировки запрещенного движения “Правый сектор” (два предупреждения в год означают отзыв регистрации СМИ) – примечательно, что в тот же день журнал опубликовал статью о предполагаемой старшей дочери президента РФ Владимира Путина Марии Воронцовой, а сайт The New Times оказался недоступен для посетителей, причиной чему, по словам главного редактора и владельца журнала Евгении Альбац, стали мощные DDoS-атаки. А в августе типография, в которой журнал печатался с 2008 года, отказалась печатать номер журнала.

12 мая – Уволены руководители редакции РБК Елизавета Осетинская, Максим Солюс и Роман Баданин

Два года работы обновленного холдинга РБК не остались незамеченными для российских властей.

В мае 2016 года были уволены главный редактор газеты Максим Солюс, шеф-редактор РБК Елизавета Осетинская и главный редактор информагентства РБК Роман Баданин.

Хотя официально ни руководство холдинга, ни российские чиновники призывали не искать политической подоплеки в смене менеджмента, многочисленные источники как внутри холдинга, так и в госструктурах подтверждали очевидную теорию: Кремль устал от расследований издания и недоговороспособности редакции, в частности, сильное недовольство вызвало освещение утечек “Панамского архива”.

Кроме того, давление на холдинг в то время было довольно очевидным: увольнению менеджмента предшествовали обыски в компаниях владельца издания Михаила Прохорова, а позже стало известно и об уголовном деле против гендиректора Николая Молибога.

Вслед за руководителями РБК покинули несколько десятков сотрудников, несогласных с увольнением менеджмента.

И газета, и сайт до сих пор выходят, развиваются, расширяют аудиторию и публикуют эксклюзивные новости и аналитику, освещая важнейшие бизнес-, экономические и общественно-политические события. Иногда в медийное пространство просачивались отдельные скандалы, связанные с внутриредакционными конфликтами об освещении тех или иных тем, но не очень крупные.

То, что можно было заметить невооруженным глазом, – в издании не осталось чувствительных для российских властей расследований.

20 августа – На журналистку “Новой газеты” и ведущую “Эха Москвы” Юлию Латынину напали в центре Москвы

Нападение произошло напротив гостиницы “Украина”, в трех километрах от редакции “Эха Москвы”. Журналистка рассказывала, что нападавших было двое и они облили ее фекалиями. По ее словам, один из нападавших был в мотоциклетном шлеме и его нельзя было опознать, а другой ждал на мотоцикле.

Латынина рассказала, что погналась за напавшим, но он сел на мотоцикл своего сообщника и скрылся. “На меня напали под мостом напротив гостиницы “Украина”, в трех километрах от редакции. <…> Значит, люди знали, где я паркую машину”, – сказала Латынина.

18 ноября – Глава “Роснефти” Игорь Сечин выиграл суд у газеты “Ведомости”: весь тираж газеты уничтожен, а заметка про его недвижимость снята с сайта

В июле в газете была опубликована статья о том, что Сечин строит дом в Барвихе на участке стоимостью 60 млн долларов. В ноябре того же года Сечин выиграл дело о неприкосновенности частной жизни. Суд обязал газету удалить материал с сайта газеты и уничтожить весь имеющийся тираж с этой статьей.

2017 год

Май – Роскомнадзор вынес предупреждение The New Times за “оправдание ИГИЛ”

В мае 2017 года журнал получил новое предупреждение от Роскомнадзора за интервью “Из Калуги с джихадом” с террористом ИГИЛ родом из Калужской области, опубликованное в номере за 13 марта 2017 года, поскольку, по мнению надзорного органа, оно содержало признаки оправдания терроризма.

Вскоре Евгения Альбац объявила, что прекращает выпуск печатной версии журнала и остается только интернет-версия.

6 июня – Начал работу The Bell, медиапроект о главном в бизнесе и в жизни

Издание The Bell было основано бывшим шеф-редактором РБК, главным редактором “Ведомостей” и Forbes Елизаветой Осетинской. Она придумала его во время стажировки в США, куда она уехала после увольнения из РБК.

Изначально The Bell было рассылкой и в основном специализировалось на новостях бизнеса и экономики, позже у него появился сайт, расширился штат и тематика. В издании выходили большие расследования – о российских хакерах в США, о том, как ФСБ крышует банки, о бизнесе православного олигарха Константина Малофеева и т.д.

16 июня – РБК продан владельцу “Комсомолки” Григорию Березкину

Несмотря на смену редакционного коллектива и затишье с уголовными делами, в 2017 году Прохоров принял решение продать РБК владельцу холдинга ЕСН Григорию Березкину.

В СМИ писали, что Кремль по-прежнему был недоволен тем, что издание и телеканал с таким большим охватом аудитории подробно освещают митинги протеста, что было неудобно накануне президентских выборов. В момент обсуждения сделки над РБК висел еще и ужасающий иск: “Роснефть” потребовала от издания рекордные 3,2 млрд рублей по делу о защите деловой репутации. Вскоре после закрытия сделки “Роснефть” по мировому соглашению отозвала иск, а РБК извинился перед компанией.

Декабрь – Закрытие “Открытой России”, запуск “Открытых медиа” и “МБХ медиа”

В апреле 2017 года несколько связанных с Михаилом Ходорковским организаций (британские OR (Otkrytaya Rossia), Open Russia Civic Movement и американский Institute of Modern Russia) были признаны “нежелательными”. Поначалу предполагалось, что ограничения, связанные со статусом, не скажутся на российской “Открытой России”. Но уже к декабрю сайты организации, включая медийные проекты, были заблокированы.

В декабре 2017 года были запущены “Открытые медиа”, принадлежавшие эстонскому юрлицу Open press OÜ. Главным редактором “Открытых медиа” стала Юлия Ярош, ранее работавшая в РБК и “Ведомостях”.

Вскоре Михаил Ходорковский объявил и о создании нового интернет-издания “МБХ медиа”: “Это новый сетевой ресурс, принадлежащий мне лично”, – заявил Ходорковский. Издание возглавила Вероника Куцылло, ранее руководившая сайтом openrussia.org.

5 декабря – Радио Свобода, Голос Америки, Настоящее Время стали первыми СМИ-“иноагентами” в России

Хотя само понятие “иноагента” появилось в законодательстве еще в 2012 году, тогда оно касалось некоммерческих организаций и применяли его к НКО.

В 2017 году в законе появилось понятие и СМИ-“иноагента”: его принимали как “зеркальный ответ” на действия США в отношении российских СМИ, а именно телеканала RT и Sputnik, которые недавно подпали под ограничения и были признаны агентами российского влияния.

Первые “иноагенты” были объявлены почти сразу же: первыми СМИ в этом статусе стали Голос Америки, Радио Свобода, телеканал “Настоящее Время” и региональные проекты – Радио Азатлык, Сибирь.Реалии, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии.

2018 год

21 февраля – Генпрокуратура заблокировала только что открытый “МБХ медиа”

Уже спустя два месяца после запуска сайт “МБХ медиа”, запущенный после блокировок “Открытой России”, был заблокирован по требованию Генпрокуратуры, а платформа “Яндекс.Дзен” ограничивала доступ к новостям ресурса. Сайт менял несколько адресов и зеркал, а новости выходили на различных площадках, которые российские власти постоянно пытались закрыть.

9 июня – У Forbes сменился главный редактор, редакция пережила небольшой переворот, а вскоре сменился и владелец

2018 год был богатым на события в журнале.

Николай Усков пробыл главредом главного делового журнала страны недолго. В июне 2018 года группа ACMG сообщила об увольнении Ускова из-за “неудовлетворенности качеством его работы”. Сам Усков заявил The Bell, что его увольнение – часть давления на редакцию, продолжающая линию снятия материалов собственником и постановки текстов, угодных Федотову. Также он рассказал о финансовых проблемах издания и невыплатах зарплат и гонораров.

Уже в июле в редакции случился новый скандал. Журналисты пожаловались в прокуратуру Москвы на исчезновение из журнала статьи о бизнесе братьев Магомедовых – редакция сдала в печать номер со статьей, а увидела его уже без статьи. Журналисты вывесили статью на сайте, после этого сотрудникам заблокировали доступ к собственному сайту, отключили свет и вечером объявили о назначении нового и.о. главного редактора.

Итогом длительных перипетий и судебных разбирательств стал уход самого Федотова из Forbes. В конце лета Федотов продал журнал бизнесмену Магомеду Мусаеву, которого в СМИ называли зятем экс-главы Дагестана Рамазана Абдулатипова. Вскоре в журнал вернулся Николай Мазурин, Николай Усков, ставший редакционным директором издания, а в совет директоров вошли Максим Кашулинский, Елизавета Осетинская и Эльдар Муртазаев.

30 июля – Запустился “Проект”, выпускавший самые нежелательные для российских властей расследования

“Проект” – расследовательское медиа, основанное бывшим шеф-редактором “Дождя” и РБК Романом Баданиным. В издании работало до десяти человек, его материалы касались самых чувствительных для российских властей тем: личная жизнь и состояние Владимира Путина и Рамзана Кадырова, частные военные миссии в Африке, тайные кураторы телеграм-каналов. Материалы издания получали престижные российские и международные премии.

Октябрь – К редакции “Новой газеты” подбросили корзину с отрезанной головой барана

В корзине, которую нашли в редакции, была записка: “Главному редактору “Новой газеты”. С приветом Вам и Короткову”. А еще за день до этого журналисты получили похоронный венок.

В “Новой газете” сказали, что против издания в соцсетях была развязана целая кампания: Короткова обвиняли в разглашении данных российских летчиков в Сирии, хотя у “Новой” даже не было материалов на эту тему.

Дело в том, что сам Коротков был одним из первых журналистов, кто рассказал про деятельность “ЧВК Вагнера” и участие ее членов в боевых действиях на Донбассе и в Сирии, еще до “Новой газеты”, в “Фонтанке”. Именно после этого расследования он и начал получать постоянные угрозы.

Вскоре после отрезанных голов у редакции появилась и новая инсталляция: неизвестные привезли к зданию редакции “Новой” три клетки с овцами, одетыми в жилетки “Пресса”.

Ноябрь – The New Times получил крупнейший штраф в истории российских СМИ

22-миллионный штраф по жалобе Роскомнадзора стал крупнейшим из административных штрафов, когда-либо выписанных судами общей юрисдикции в отношении российских СМИ.

Издание оштрафовали, потому что оно вовремя не отчиталось о получении денег от НКО “Фонд поддержки свободы прессы”. Этот фонд был ранее признан “иностранным агентом”, и по закону СМИ должны отчитываться о получении таких средств.

Необходимую для выплаты штрафа сумму читатели и подписчики The New Times собрали за три дня. Впрочем, к тому времени печатная версия журнала уже год как не выходила – постоянные отказы рекламодателей и недостаток финансирования вынудили редакцию отказаться от печати и оставить только сайт. Сайт издания существует до сих пор, но его нельзя назвать самым часто обновляющимся ресурсом.

2019 год

Апрель – Писатель Дмитрий Быков отравлен неизвестным веществом

Хотя Дмитрия Быкова и нельзя назвать сотрудником “Новой газеты” или репортером издания, именно “Новая” долгие годы была главной площадкой для публикации его колонок. В апреле 2019 года Быкова внезапно госпитализировали после перелета в Уфу, куда он прилетел читать лекцию. Спустя несколько лет, уже после отравления Навального в 2020 году, журналисты-расследователи выяснят: в это время за Быковым следовали сотрудники ФСБ из института криминалистики, а сам Быков вспомнит, что симптомы его отравления были похожи на отравление Навального “Новичком”.

20 мая – Отдел политики газеты “Коммерсант” уволился в полном составе из-за давления на журналистов

Большинство новостей вокруг “Коммерсанта” в последние годы касались бесконечных кадровых перестановок и смены менеджмента, а основная часть сложных отношений между редакцией, собственниками и российскими властями оставалась за кулисами, к 2019 году и этот баланс рухнул.

Весной по требованию акционера были уволены корреспонденты Максим Иванов и Иван Сафронов. Поводом стала статья о возможной смене места работы спикера СФ Валентины Матвиенко.

Вслед за ними в знак протеста уволился весь отдел политики и зам. главного редактора Глеб Черкасов. Свой уход они связывали с беспрецедентным давлением на редакцию.

6 июня – В Москве задержан и отпущен после массовых протестов спецкор “Медузы” Иван Голунов

6 июня в центре Москвы был задержан журналист “Медузы” Иван Голунов, автор резонансных расследований о коррупции и работе московских властей. Голунова ложно обвинили в хранении и сбыте наркотиков. Задержание Голунова стало одним из самых резонансных дел против журналистов в России последних лет: его задержание вызвало митинги и массовые протесты, в его поддержку выступили ведущие СМИ.

Спустя пять дней после громкого скандала Голунова отпустили, а обвинения с него сняли. Сам Голунов и его коллеги связывали давление на журналиста с его расследованием о работе похоронного бизнеса в Москве. Позже причастные к его задержанию сотрудники были уволены и обвинены в превышении должностных полномочий. Однако заказчика преступления не установили до сих пор.

Июль – Руководителей “Дождя” опрашивают из-за трансляций массовых протестов

Лето 2019 года Москва переживала в митингах против массового недопуска независимых кандидатов на выборы Мосгордумы. В столице прошли несколько крупных митингов, и телеканал “Дождь” был одним из немногих СМИ, которые транслировали их в прямом эфире, чем и вызвал интерес силовиков.

27 июля была допрошена главный редактор телеканала Александра Перепелова, а в сентябре повестку на допрос в качестве свидетеля в Следственный комитет получила гендиректор телеканала Наталья Синдеева: ее опрашивали по делу о массовых беспорядках.

Август – Соруководители РБК Игорь Тростников и Елизавета Голикова покинули свои посты

Соруководители объединенной редакции принадлежащего Григорию Березкину РБК Игорь Тростников и Елизавета Голикова покинули свои посты. Тростников назначен заместителем гендиректора РБК, а Голикова позже перешла на работу в ВТБ.

2020 год

6 февраля – На обозревателя “Новой газеты” Елену Милашину и адвоката Марину Дубровину напали в Грозном. Позже Милашиной будет угрожать Кадыров

В 23:20 в Грозном у входа в гостиницу “Континент” было совершено нападение на обозревателя “Новой газеты” Елену Милашину и известного адвоката Марину Дубровину. Адвокат Дубровина была избита. Нападение совершили неизвестные мужчины и женщины в холле гостиницы и у входа в гостиницу. В основном били именно женщины, руками и ногами.

Нападавшие снимали свои действия на камеру. Милашина и Дубровина прибыли в Грозный на суд по делу Ислама Нуханова.

Через несколько месяцев Милашина получит и публичные угрозы – причем напрямую от Рамзана Кадырова. ​​13 апреля в телеграм-канале, авторство которого приписывается главе Чечни Рамзану Кадырову, появилось сообщение, в котором “Новую газету” обвиняли в “античеченской травле”. А “если вы (Федеральная служба безопасности – НВ) хотите, чтобы мы совершили преступление и стали преступниками, то так и скажите! Один возьмет на себя этот груз ответственности и понесет по закону наказание. Посидит в тюрьме и выйдет!”

Журналисты и правозащитники отмечали, что, вероятнее всего, реакция Кадырова была вызвана материалом Милашиной, в котором она описала ситуацию с эпидемией коронавируса в Чечне.

17 марта – У “Ведомостей” сменился владелец и назначен новый главред, из-за которого уволились все заместители

В марте стало известно о продаже издателя газеты “Ведомости” Константину Зятькову и управляющему директору Arbat Capital Алексею Голубовичу.

Вслед за продажей последовало назначение главным редактором Андрея Шмарова, что вызвало внутриредакционный кризис в газете: сотрудники открыто обвиняли его в цензуре и снятии материалов, а многие из них демонстративно уволились из редакции, в частности все заместители главного редактора.

Спустя несколько месяцев журналисты выяснили, что еще в 2016 году издание куплено полностью на заемные средства и, по сути, оказалось в залоге, а долг контролирует “Роснефть”. Если очень коротко – выяснилось, что госкомпания имеет огромное влияние на “Ведомости”.

30 апреля – Запустились “Важные истории”, издание с важными лонгридами

“Важные истории” основаны бывшим руководителем расследований “Новой газеты” Романом Аниным и его коллегами-расследователями.

Издание публиковало лонгриды на общественно-политические темы, дата-материалы, расследования о коррупции и интересах российских бизнесменов и чиновников.

Именно “Важные истории” стали официальным партнером в проекте по изучению масштабной утечки данных об офшорах Pandora Papers.

7 июля – По обвинению в госизмене задержан экс-корреспондент “Коммерсанта” и “Ведомостей” Иван Сафронов

Несмотря на то, что формально на момент задержания и ареста Сафронов несколько месяцев как работал советником главы “Роскосмоса”, обвинение вменяло ему некие деяния, которые он якобы совершал в период работы журналистом в “Коммерсанте”, где Сафронов освещал деятельность военно-промышленного комплекса.

Со слов источников и адвокатов известно, что журналиста обвиняют в якобы передаче каких-то якобы секретных сведений за деньги гражданину Чехии и гражданину Германии. Сам он, его защита и его знакомые называют обвинения надуманными, а любую информацию, которую он мог бы кому-либо передавать, доступной из открытых источников.

Сафронов до сих пор находится в СИЗО “Лефортово”. Следователь ограничил его контакты с родственниками и запретил вести переписку.

27 июля – Начало работу VTimes, интеллигентное медиа, которому даже не дали пожить

После скандала с назначением Шмарова в “Ведомости” редакцию покинули четыре из пяти заместителей главного редактора – Александр Губский, Борис Сафронов, Филипп Стеркин, Кирилл Харатьян. Они основали издание VTimes, которое писало о деловой, экономической и общественно-политической повестке.

Советником издания стал Дерк Сауэр, основатель “Ведомостей”.

Осень – Редакция The Bell подвергается взломам и хакерским атакам

Накануне выборов в Госдуму The Bell подвергался хакерским атакам, взломам, корреспонденты сообщали о попытках взлома мессенджеров, от имени сайта производили фейковые рассылки. А государственный телеканал “Россия 24” посвятил целый сюжет рассказу о том, какой это ужасный ресурс, существующий на иностранные деньги, но “в списке “иноагентов” The Bell пока не значится”.

2021 год

15 марта – Вход в здание, где находится редакция “Новой газеты”, поражен неизвестным химвеществом

Вход в здание, в котором находится в том числе и редакция “Новой газеты”, расположенная по адресу Потаповский переулок, 3, подвергся химической атаке. “В помещениях сохраняется стойкий резкий химический запах, который чувствуют все посетители и сотрудники редакции, а также других организаций, расположенных в здании. Источник атаки пока не установлен”, – сообщила в марте 2021 года редакция “Новой газеты”. Сотрудники отмечали, что это очень напоминает то вещество, которым обливали дом Юлии Латыниной несколько лет назад.

23 апреля – “Медуза” признана “иностранным агентом” и открыла сезон массового внесения в реестр СМИ

По сути, до начала 2021 года единственными заметными СМИ-“иноагентами” оставались проекты Голоса Америки и Радио Свобода. Но уже осенью 2020 года стало ясно, что правила игры для “иноагентов” значительно поменяются: так, в октябре “иноагентов” обязали маркировать свои сообщения на всех платформах плашкой из 24 слов про “иноагентство” или проговаривать это в течение 15 секунд в аудиовизуальных материалах.

“Медуза” стала первым в 2021 году СМИ, которое получило “иноагентсткий” статус уже с новыми обязательствами.

После внесения в реестр “иноагентов” “Медуза”, которая до этого была одним из успешных с точки зрения бизнеса медиа на российском рынке, лишилась средств к существованию: руководство рассказало, что рекламодатели начали один за другим разрывать контракты. Издание запустило кампанию по сбору средств и теперь живет преимущественно за счет пожертвований подписчиков. “Медузе” также пришлось отказаться от непрофильных проектов.

Май 2021 – Радио Свобода получило многомиллионные штрафы и вывезло своих сотрудников из Москвы

С января 2021 года проекты Радио Свобода начали штрафовать за отсутствие маркировки материалов по закону об “иностранных агентах”. К маю протоколов было уже несколько сотен, общая сумма штрафов превысила 140 миллионов рублей (почти $2 млн). Приставы заблокировали счета российского ООО “РСЕ/РС”. После этого компания была вынуждена перевезти часть сотрудников из России в другие страны.

14 мая – VTimes признаны “иностранным агентом”

Через две недели после внесения в реестр “иноагентов” издание объявило о закрытии.

В октябре 2021 года команда VTimes запустила новый проект VPost, который позиционируется как медиа о деньгах.

15 июля – “Проект” признан “нежелательной организацией”

Статус “нежелательной организации” – это фактически прямой запрет на журналистскую деятельность для издания: в случае перерегистрации юрлица, или работы коллектива под другим брендом, или получения нового финансирования сотрудникам издания грозит уголовное дело.

Статусу “нежелательной” предшествовали обыски у сотрудников редакции и возобновление уголовного дела о клевете, возбужденного еще несколько лет назад.

Многие из бывших сотрудников получили лично статус физлица-“иноагента”.

Главный редактор “Проекта” Роман Баданин и несколько его коллег покинули Россию. Через несколько месяцев Баданин запустил новое расследовательское медиа – “Агентство”. Роскомнадзор до сих пор рассылает российским СМИ предупреждения с требованием удалить новости о материалах “Проекта”.

23 июля – The Insider признан “иностранным агентом”

После признания “иностранным агентом” в доме главреда издания Романа Доброхотова прошли обыски по возбужденному против него уголовному делу по клевете, у него изъяли паспорт, но он бежал из России через границу с Украиной.

После этого на Доброхотова завели новое дело – о незаконном пересечении границы и объявили его в розыск. Журналист неоднократно заявлял, что уголовные дела против него и статус “иноагента” не отразятся на работе The Insider.

5 августа – “Открытые медиа” и “МБХ медиа” закрылись из-за опасений уголовного преследования сотрудников

4 августа 2021 года сайты “Открытых медиа”, “МБХ медиа” и “Правозащиты Открытки” оказались заблокированы. Роскомнадзор назвал эти проекты “информационными ресурсами Open Russia Civic Movement, Open Russia” – той, которая была признана нежелательной еще в 2017 году.

На следующий день после блокировки “Открытые медиа” и “МБХ медиа” объявили о прекращении работы изданий, опасаясь уголовного преследования своих журналистов.

13 августа – Корреспондентке британской BBC в России Саре Рейнсфорд не продлили визу, она была вынуждена покинуть страну

В российском МИДе это назвали симметричным ответом британским властям, которые не продлили визу некоему российскому журналисту. По удивительному совпадению об отзыве визы Сара Рейнсфорд узнала в аэропорту, когда возвращалась с пресс-конференции Александра Лукашенко, который обрушился на нее с критикой из-за вопроса о репрессиях.

20 августа – “Дождь” внесен в реестр “иностранных агентов”

Телеканал “Дождь” стал первым полностью российским СМИ в реестре “иноагентов” – у всех предыдущих фигурантов списка были или юрлица за рубежом, или зарубежные владельцы. Минюст же объяснил: у “Дождя” были деньги от Европейского совета, а также “опосредованное иностранное финансирование через российские фонды”.

Ни российские чиновники, ни правозащитники Совета по правам человека никаких нарушений в связи с включением “Дождя” в список “иностранных агентов” не увидели.

20 августа – “Важные истории” признаны “иностранным агентом”

Одновременно с изданием в реестр СМИ-“иноагентов” попали пятеро действующих и бывших журналистов “Важных историй”, в том числе главный редактор Роман Анин.

Журналисты, попавшие в список, жаловались на то, что из-за “иноагентского” статуса их перестали приглашать читать лекции, участвовать в хакатонах и других просветительских мероприятиях. Несколько сотрудников редакции также подверглись хакерским атакам.

29 сентября – “Медиазона” признана “иностранным агентом”

Одновременно с изданием в реестр “иноагентов” был внесен связанный с “Медиазоной” правозащитный проект “Зона права”, кроме того, СМИ-“иноагентами” были объявлены главный редактор “Медиазоны” Сергей Смирнов и ее издатель Петр Верзилов.

Верзилов не стал маркировать свои материалы в соцсетях и уехал из страны. Позже его оштрафовали за отсутствие маркировки “иноагента” в его личных соцсетях. На него завели уголовное дело о неуведомлении о втором гражданстве. Верзилов объявлен в розыск.

29 сентября – “ОВД-Инфо” признано “иностранным агентом”

“ОВД-Инфо” попало в список “иноагентов” как “незарегистрированное общественное объединение”. В реестре Минюста указаны и иностранные источники, из-за которых объединение получило “агентский” статус: Межрегиональная организация “Мемориал”, Европейская комиссия и Международная федерация за права человека (FIDH).

“ОВД-Инфо” продолжает выходить.

8 октября – Главред “Новой газеты” Дмитрий Муратов получил Нобелевскую премию мира

Премию Дмитрию Муратову присудили за “усилия по сохранению свободы мысли как непременного условия для демократии и мира”. В теории получение иностранной премии также может стать для российских властей поводом для присуждения статуса “иноагента” как лично Муратову, так и всей “Новой газете”. Путин, комментируя такую возможность, призвал Муратова “не прикрываться премией”.

“Журналистика в России переживает темные времена, – сказал Дмитрий Муратов на церемонии вручения премии 10 декабря. – За несколько последних месяцев уже более ста журналистов, медиа, правозащитников и НКО получили статус “иностранных агентов”. В России это – враги народа. Многие наши коллеги остались без работы. Кто-то вынужден уехать из страны. У человека отбирают привычную жизнь на неизвестное время. Может, и навсегда…”

Муратов напомнил об известной поговорке: “Собака лает, караван идет”. “Ее трактуют так: движению вперед каравана ничто не помешает. Иногда власть так пренебрежительно говорит о журналистах. Они лают, но ни на что не влияют”.

Но на самом деле, рассказал Муратов, смысл пословицы ровно обратный: караван идет, потому что собаки лают.

“Мы – условие движения. Мы – антидот от тирании”, – заключил Муратов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *