Варшава планирует получить контроль над российским газопроводом

Польская компания Gaz-System обнародовала план развития газотранспортной системы страны на 2022–2031 гг., и отправила его на рассмотрение в правительство. Главным элементом этого плана является полный переход под контроль Варшавы польского участка газопровода «Ямал – Европа». Поскольку совладельцем этой магистрали является российский «Газпром», пока не имеющий никакого желания с ней расставаться, присвоить трубопровод Польша может только посредством серьёзного конфликта с РФ.

Варшава ставит перед собой поистине наполеоновские энергетические планы, заявляя, что хочет сбросить с себя «энергетическое рабство» «Газпрома», обеспечивающего 68% совокупного потребления газа в стране. Для этого польская государственная нефтегазовая компания PGNiG в 2018 г. приобрела солидную долю в норвежских месторождениях, а в апреле 2020 года президент Анджей Дуда торжественно объявил о начале строительства своего Балтийского газопровода, который соединит Польшу с месторождениями в Норвегии. Запустить газопровод планируется 1 октября 2022 года.

В планах Польши расширение своего терминала сжиженного газа в Свиноуйсьце (с 5 млрд до 7,5 млрд куб. м в год), а также создание в Гданьске аналогичного терминала на 4,5 млрд куб. м. На этих двух терминалах будет регазифицироваться СГ, поступающий в Польшу из США и Катара. Также ведется строительство трубопровода GIPL, призванного соединить Польшу с Литвой. В Варшаве планируют посредством GIPL получить доступ к рынкам Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии.

Реализация всех этих планов предполагает капитальную реконструкцию уже имеющейся газотранспортной структуры Польши. Как раз под эти цели в Gaz-System и хотят перепрофилировать транзитный газопровод «Ямал – Европа». Этот трубопровод мощностью 33 млрд куб. м работает на Германию, но часть газа из него поступает и непосредственно в Польшу – во Влацлавеке в центре и во Львувеке на западе страны. В целом польский участок газопровода насчитывает 683 км линейной части и пять компрессорных станций.

В Gaz-System намереваются соединить польский участок «Ямал – Европа» отдельной магистралью с СПГ-терминалом в Свиноуйсьце и Балтийским газопроводом, а после 2024 г. – и со СПГ-терминалом в Гданьске. Таким образом «Ямал – Европа» будет интегрирован в газотранспортную систему Польши и переведен в реверсный режим.

Но как же именно Польша хочет получить участок российского газопровода?

Не исключено, что Варшава пойдет по пути искусственного снижения рыночной стоимости спорного актива. Польша может попытаться снизить долю «Газпрома» в EuRoPol Gaz, инвестируя в «свой» участок «Ямал – Европы», а потом постарается принудительно выкупить его по той цене, которую сама же назначит. В случае несогласия Москвы можно повторить кейс со Стокгольмским арбитражем – изменить цену и выкупить по комфортной для себя стоимости. Если в Варшаве решатся пойти на такую «мягкую национализацию» «Ямал – Европы», то это окончательно подорвет российско-польские отношения, и так теплотой не отличающиеся. Кроме того, это долгий и ненадежный путь, ведь суд может встать на сторону Москвы.

Есть другой вариант: в польском законодательстве прописана процедура национализации, которая возможна в случае некой «экстраординарной ситуации». Консервативные публицисты даже придумали для этой акции название – полонизация газопровода.

На фоне конфликта между Москвой и странами Восточной Европы, вызванного шпионскими скандалами в Чехии и Болгарии, момент для обнародования своих намерений относительно подобной экспроприации, сейчас для Польши самый подходящий. Угрожать национализацией могут специально, чтобы потом сбить цену. По этой логике, Москва заранее должна свыкнуться с мыслью, что так или иначе придется «Ямал» отдать.

https://www.vedomosti.ru/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *