Праздник Крещения Господня: ночь Святой воды

Крещение — один из 12 главных христианских праздников. Согласно Евангелию, в этот день Иисус Христос крестился в реке Иордан. По народным традициям в Крещение завершаются Святки.

“Крещение” и обозначает на древних языках “погружение в воду”. В первом столетии в водах реки Иордан совершал это таинство последний пророк Ветхого Завета – Иоанн Креститель. Проповедник призывал людей к покаянию и смывал грехи, очищая их от духовной скверны. Пришел на берег священной реки и Иисус Христос. Во время таинства на Спасителя снизошел Святой Дух в виде голубя. Как повествует Евангелие, небесный голос провозгласил: этот человек — Сын Мой, Его слушайте. Он исполнит Мою волю на земле. Поэтому праздник Крещения еще называют Богоявлением и связывают с водой — освящением воды в храмах и погружением в купели.Господне. Это третий праздник, завершающий цикл Рождественских праздников. Церковь рассматривает Крещение Господнее как «праздник просветления» народов, поскольку согласно ее учению, именно с Крещения Иисус начал проповедь евангельской истины. 

Вечер накануне праздника — Крещенский сочельник — также очень важен. За столом собиралась вся семья. По старой традиции, после постной трапезы ложки складывали в общую миску и накрывали хлебом в надежде на богатый урожай. В народе повелось над дверью, окнами и даже печной заслонкой рисовать кресты Агиасмой ( Святой водой, освященной утром 18 января), дабы оградить свой дом от нечистой силы.

Главный символ этого праздника — вода. Считается, что вся вода в ночь на Крещение становится чудодейственной: будь то речка в проруби или снег в чистом поле.

Еще в 387 году о свойствах освященной в Крещение воды писал константинопольский архиепископ Иоанн Златоуст:«Христос крестился и освятил естество вод, и поэтому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне, целый год, а часто и два, и три года остается свежей и неповрежденной…»

Как правильно проводить этот праздник? Так же, как и любой другой православный праздник, — в молитве и с благоговением. В украинском языке, к примеру, слово «праздник» звучит несколько «православнее»: «свято». Т. е. главное в праздновании — святить день, как и сказано в заповеди о субботе. Безусловно, в праздничный день человек не может быть абсолютно праздным, т. е. без дела. Он должен остаться праздным для обыденной суеты, но необходимо трудиться, чтобы сделать себя способным принять благодать Божию, если человек хочет этой благодати. Поэтому нужно потрудиться и прийти на молитву в храм Божий.  Сейчас для этого созданы все условия, так что даже и трудов-то особых не нужно. Люди привыкли, что храм в шаговой доступности, но и этот малый труд не каждый предпринимает. Раньше даже немощные старики ходили в церковь помолиться пешком несколько километров в соседнюю деревню. Я еще так ходил со своей бабушкой и помню, как радовались, когда построили храм в соседней деревне, которая была в трех километрах ходьбы, а не в семи, как раньше. А сейчас молодые и здоровые, с личным транспортом, да и общественный работает, ленятся зачастую прийти в храм, придумывая себе отговорки. Главное, чтобы в праздничный день человека к Богу тянуло сердце.

Как вы относиться к окунанию на Крещение в прорубь?

Как к традиции, относящейся к разряду народных гуляний в их приемлемой форме. И хорошо, если человек относится к этому по-христиански скромно и благоговейно. Т. е. когда он идет в воду, как за Христом, только потому, что «сегодня водное освящается естество». Освящение воды в день Крещения Господня называется в Церкви «Великая агиасма (святыня)». Священник в молитве призывает благодать Божию на всех «причащающихся», «кропящихся» и «мажущихся» этой водой, обозначая тем самым минимум способов принятия (в смысле употребления) этой святыни. Поэтому если православный человек погружается в этот день, то это для него еще один способ принятия агиасмы. Не закаливание, не моржевание, не «смотрите, как я могу», не способ доказать что-то самому себе и т. д., а «слава Богу, я могу так без пагубных последствий, поэтому я погружусь и смиренно буду ожидать, что Господь дарует мне через это действо благодать Святого Духа». Вот в таком случае это духовно полезное дело. В прочих же случаях крещенское погружение ничем не будет отличаться от окунания в ледяную воду в другие дни.

Смывает ли это грехи?

Нет, само погружение грехи не «смывает».  Мы можем надеяться только, что Господь оставит нам наши грехи в Таинстве Крещения и Таинстве Покаяния. Но об этих Таинствах отдельный разговор.

Стоит ли мотивировать родных и близких на крещенское окунание?

Погружение — это не единственный способ принятия агиасмы, более того не главный. Если человек чувствует в себе силы, у него нет противопоказаний, он абсолютно здоров и имеет горячее желание, то, пожалуйста! Да он и сам окунется. А если человек даже просто боится, что вполне нормально, то зачем его «мотивировать», чтобы вместо молитвы только ахал, заходя в воду? Нет, он может умыться, окропиться или выпить крещенской водички с благоговением. Этого вполне достаточно.

Как правильно использовать крещенскую воду?

В Крещенский сочельник, т. е. накануне праздника, 18 января, после Литургии освящается вода. Когда вы придете домой в этот день, можете испить воды или умыться, окропить себя, свое жилище, хозяйство и даже животных, сараи, гумно, хлев и т. д., не боясь попадания святой воды в «нечистые» места. В этот день можно, потому что праздник такой: «водное освящается естество», т. е. вся вода и везде. Верующие привозят освященную воду домой и благоговейно принимают ее ежедневно утром натощак, часто с просфорой. Можно периодически окроплять ею себя и свое жилище. Особенно это необходимо делать тогда, когда нам требуется помощь Божья, например, в болезни, скорби, при нашествии злых мыслей, страхе, для защиты от всяких дьявольских действий, наваждений, когда вся надежда остается только на Бога.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *