
Состоялась встреча Владимира Путина с Председателем Центральной избирательной комиссии Эллой Памфиловой.
В.Путин: Элла Александровна, когда мы с Вами подводили итоги работы избирательных комиссий осенью этого года, договорились встретиться лично и поговорить о текущей работе, о том, что надо было бы сделать дополнительно со стороны Правительства, Администрации Президента для того, чтобы поддержать и Вас, и Ваших коллег в текущей работе.
Давайте об этом поговорим.
Э.Памфилова: Спасибо большое.
Я тогда, действительно, передала Вам буклет, где вся уточнённая статистика по прошедшей кампании. Поэтому сегодня я не хотела бы повторять все эти цифры – хотела обратить внимание на некоторые особенности.
Сделала небольшой буклетик, где то, чем мы гордимся. Это наши цифровые сервисы, у нас их уже более десятка, которые и для всех избирателей, и для всех участников процесса, и комиссий. Посмотрите — мы гордимся этим.
Они [цифровые сервисы] оказались очень востребованными, но я в первую очередь хотела бы обратить внимание, что на этих выборах была очень высокая, не просто высокая – реальная конкуренция. Партий было не менее, чем в 2016 году, 14, а на региональных выборах вообще 16 партий получили мандаты, и Вы знаете, отказов было в три раза меньше: если в 2016 году было 1189 отказов, то в этом году – всего 372. В три раза меньше — это в пух и прах разбивает все спекуляции, которые были по поводу того, что вроде бы там отказывали. Минимальный уровень отказов.
И, поскольку сейчас на слуху тема иностранных агентов, я хотела бы сказать, что на этих выборах вообще никто из них не был поражён в правах. В том числе у нас был кандидат один на федеральном уровне, который выполняет функции иностранного агента или аффилирован с организацией, в регионах шесть человек участвовали наряду со всеми остальными. Точно так же наблюдатели и СМИ, которые тоже выполняют функции иностранных агентов, на равных условиях со всеми остальными принимали участие – и наблюдали, и освещали – в соответствии со всеми законами, которые действуют, – так же, как и все остальные.
В.Путин: Я знаю Вашу позицию, которая заключается в том, чтобы внимательно посмотреть, проанализировать практику применения этого закона, внести там определённые коррективы. Я знаю об этом.
Э.Памфилова: Да, Вы правы. Там надо его упорядочить, чтобы он был более эффективный и точечный, целенаправленный, адресный.
В.Путин: Чтобы отвечал тем целям, ради которых он принят.
Э.Памфилова: Да, и не ударял незаслуженно по тем, кто не заслуживает.
В.Путин: Не нарушал права российских граждан.
Э.Памфилова: Да.
Также хотела бы обратить внимание, что ещё одна спекуляция широко распространялась о том, что у нас какое-то немереное количество «лишенцев», то есть тех, кто лишён пассивного избирательного права. Это тоже неправда. У нас, наоборот, гораздо ниже, чем во многих других странах, даже очень развитых, которые гордятся своей демократичностью: у нас менее полутора процентов тех, кто не обладает пассивным избирательным правом. Например, в Штатах – более шести процентов. Это так, для сравнения.
Вот что ещё хотела сказать. Ещё одна особенность этих выборов, – у Вас тут тоже табличка есть, можете посмотреть, – у нас по количеству полученных мандатов после «Единой России», у которой больше всего, идут на втором месте самовыдвиженцы. Посмотрите, насколько они обогнали все партии остальные, – 12, почти 13 процентов. Это тоже такая особенность нынешней избирательной кампании. Активно работали и подписи собирали в том числе с помощью наших сервисов.
Также хотелось бы отметить очень важное: трёхдневное голосование в нынешних условиях пандемии себя не только полностью оправдало, но и ещё более укрепило себя во мнении избирателей. По всем соцопросам, люди, которые пришли, проголосовали, оценили безопасность и удобство, поддерживают эту форму голосования.
В.Путин: Но возросла нагрузка всё-таки на избирательные комиссии.
Э.Памфилова: Это есть, это отдельная тема. Я подготовлю отдельно наши предложения, что с этим делать. Но мы себе усложнили работу, а избиратели от этого выиграли, им стало проще.
Хотела бы вот на что обратить внимание. У нас есть такая форма – голосование на дому. В нынешней ситуации, из-за пандемии, количество людей, которые хотят дома проголосовать, резко возросло. Если бы мы голосовали только один день, наши комиссии физически не смогли бы всех обойти. Эти три дня дали возможность распределить усилия.
В результате у нас получилось, что проголосовало на дому, – у нас ещё была дополнительная форма голосования в труднодоступных местах, – 14,14 процента. Скажем, на всех предыдущих выборах – в 2016-м, в 2011-м, в 2007-м – это в среднем примерно 6,5 процента.
Получается, что нагрузка на каждый день меньше и комиссии могли распределить силы, а в целом проголосовало значительно больше. Люди это тоже оценили. И кстати, это не просто так – мы действительно очень жёстко проверяли. У нас это чётко, прямо пропорционально населению, то есть нашим избирателям, которые старше 60 лет. Это тоже важно.
Кстати, и голосование на дому, и на участках в этом году отслеживало почти полмиллиона наблюдателей от партий, от кандидатов, от общественных палат.
В.Путин: Это больше, чем в прошлый раз?
Э.Памфилова: Больше: если в 2016 году было в среднем четыре наблюдателя на избирательный участок, то в этом году – пять, свыше пяти человек в среднем. Это существенный рост.
Было довольно большое число международных наблюдателей – из 50 стран мира, десяти международных организаций, включая ПАСЕ , которая сейчас готовит свою позицию, это тоже важно. Надеюсь, что она будет взвешенной, потому что мы ничего от них не скрывали.
Что бы ещё хотела отметить – видеонаблюдение. Это была Ваша идея в своё время…