Катастрофа МН-17: как менялись версии российских СМИ

Со дня крушения малайзийского “Боинга” в небе над Украиной прошло ровно 7 лет лет. За это время российские СМИ неоднократно ставили под сомнение результаты официального расследования причин трагедии, унесшей жизни 298 человек. Служба мониторинга Би-би-си проследила за тем, как менялись версии катастрофы в интерпретации прокремлевских медиа.

Испанский диспетчер

17 июля 2014 года в 19 часов по московскому времени новостной телеканал LifeNews сообщил о “новой победе донецких ополченцев”, которым якобы удалось подбить очередной транспортный самолет Ан-26 ВВС Украины. На этот раз – около города Торез.

“Все произошло около пяти часов вечера по московскому времени. Над городом пролетал Ан-26, внезапно в него врезалась ракета, раздался взрыв, самолет начал падать”, – отметила ведущая, комментируя любительское видео с места событий. Новость тут же подхватили многие новостные сайты и телеканал “Россия 24”.

Однако менее чем через час выяснилось, что на кадрах, показанных в эфире российских телеканалов, был вовсе не Ан-26, а малайзийский “Боинг”, летевший в Куала-Лумпур из Амстердама.

В первые часы после подтверждения информации о сбитом пассажирском лайнере в небе над Украиной российские СМИ отвергали возможность причастности к катастрофе донецких сепаратистов.

“Специалисты уверяют: сбить лайнер теми средствами, что есть в распоряжении повстанцев, так высоко невозможно”, – сообщил корреспондент программы “Время” на Первом канале.

“Самолет упал в районе населенного пункта Грабово, что неподалеку от поселка Снежное, которое позавчера как раз и бомбили, интенсивно очень бомбили украинские ВВС”, – отметил журналист телеканала “Россия”.

Параллельно с этим в СМИ начали активно распространяться альтернативные теории, в том числе конспирологические. Поздно вечером 17 июля русскоязычный сайт телеканала RT опубликовал твит “испанского диспетчера” в Киеве о том, что за несколько минут до крушения Боинга рядом с ним были замечены украинские военные самолёты.

Сообщение вскоре подхватил телеканал “Россия-24”, а также ряд интернет-изданий. Вскоре Твиттер-аккаунт “диспетчера” был признан фейком и заблокирован.

Самолет Путина

Еще одной версией, получившей большое распространение в российских СМИ вечером того же дня, стала теория о том, что вероятной целью сбивших “Боинг”, вероятно, был борт номер один президента России, возвращавшийся из латиноамериканского турне.

“Контуры самолетов в целом похожи, линейные размеры также весьма схожи, а что касается раскраски, то на достаточно отдаленном расстоянии она практически идентична”, – цитировало источник в Росавиации агентство Интерфакс.

На следующий день, когда заголовки мировой прессы пестрели обвинениями в адрес Кремля, российские государственные телеканалы продолжили обвинять в произошедшем Украину.

“Формально малайзийский лайнер был сбит в мирном небе. Несмотря на то, что украинские власти еще 8 июля объявили пространство над юго-востоком бесполетным, транзитные эшелоны продолжали работать” – заметил корреспондент “Вестей”.

Одновременно в интернете появились новая конспирологическая теория: газета “Московский Комсомолец” сообщила со ссылкой на “очевидцев” и одного из тогдашних лидеров сепаратистов Игоря Стрелкова, что, возможно, пассажиры Боинга были мертвы еще до падения.

Тем не менее, спустя несколько дней эта версия, равно как и слухи о попытке сбить “борт номер один” ушли на второй план, уступив место официальным заявлениям минобороны России.

Исчезающий “Бук”

21 июля российские государственные телеканалы заявили, что, согласно данным российских военных, группировка украинских зенитных комплексов “Бук” накануне трагедии появилась в Донецкой области и вскоре после нее исчезла.

“Кроме того, в момент крушения на одном эшелоне с лайнером находился еще один объект – украинский Су-25”, – отметил ведущий “Вестей”, ссылаясь на данные минобороны.

В конце мая 2015 года международная независимая группа Bellingcat заявила, что снимки украинского комплекса “Бук”, якобы зафиксировавшие его перемещение 14 и 17 июля 2014 года, – подделка.

25 июля 2014 года версия об украинском “Буке” вновь прозвучала с экранов телевизоров. На этот раз телеканал НТВ, ссылаясь на мнение эксперта, заявил, что Boeing-777 мог быть сбит во время учений сил украинской ПВО.

9 сентября голландская служба безопасности опубликовала предварительный отчет о причинах крушения рейса MH17. Его главный вывод – “Боинг” развалился на части в воздухе в результате воздействия извне.

В тот же день корреспондент телеканала “Россия” раскритиковал мнение экспертов, вновь напомнив о том, что в распоряжении украинских военных якобы есть “Буки”. “На этой фотографии виден ракетный комплекс с повернутой пусковой установкой. 17 июля она неожиданным образом куда-то исчезла”, – отметил он.

“Специалисты уверены – эксперты упустили время, когда могло быть проведено полноценное и объективное расследование. Украинская сторона словно намеренно сделала все возможное, чтобы реальную причину катастрофы выяснить было уже нельзя”, – заключил корреспондент.

Сенсационный снимок

Тем не менее, в ноябре того же года версию об украинском “Буке” неожиданно сменила новая – о ракете “воздух-воздух”.

Ведущий программы “Однако” Михаил Леонтьев заявил, что “в распоряжении Первого канала оказался сенсационный снимок, предположительно сделанный иностранным спутником-шпионом в последние секунды полёта малазийского “Боинга” над Украиной”. На фотографии, отметил ведущий, “отчетливо виден пуск ракеты из-под левого крыла” истребителя МиГ-29 “точно в кабину пилотов”.

“Короче, не было, скорее всего, никакого “Бука”, – заключил он.

Выпуск программы “Однако” вышел в эфир Первого канала 14 ноября – за несколько дней до саммита “большой двадцатки” в Австралии. По признанию самого Леонтьева, “в преддверии важнейшей встречи мировых лидеров… тема расследования гибели пассажиров того рейса более чем актуальна”, а сенсационный кадр “говорит в пользу той версии, которая на Западе почти не звучала”.

Вечером того же дня похожий сюжет с “фотодоказательствами” уничтожения самолета истребителем появился в эфире телеканала “Россия”. В тот же день популярный российский фотоблогер Илья Варламов обнаружил признаки подделки кадров со спутника. Версия опять рассыпалась…

Секретный свидетель

После громкого разоблачения фейкового снимка версия об истребителе вновь начала активно обсуждаться в российских СМИ в конце 2014 года.

На этот раз поводом послужила публикация в газете “Комсомольская правда” от 22 декабря. Как сообщило издание, журналисты “отыскали свидетеля, который утверждает, что малайзийский “Боинг” был сбит украинским штурмовиком Су-25.

“В деле малайзийского “Боинга” появился секретный свидетель, чьи показания снимают все обвинения с ополчения и России”, – заключили авторы статьи. Вскоре этот сюжет подхватили сетевые издания, крупные телеканалы и даже Следственный комитет России. Однако история на этом не закончилась.

В начале июня 2015 года “секретный свидетель” вновь появился в заголовках государственных СМИ. “Расследование дела о крушении “Боинга” в Донецкой области заметно продвигается. И сегодня в Следственном комитете России назвали имя основного свидетеля”, сообщил Первый канал 3 июня. По данным журналистов, им оказался бывший украинский военнослужащий Евгений Агапов.

Параллельно российские медиа сообщили о результатах расследования, проведенного разработчиком зенитных систем “Бук”, концерном “Алмаз-Антей”. По мнению экспертов предприятия, малайзийский “Боинг” был сбит над Донбассом ракетой 9М38М1, выпущенной из комплекса “Бук-М1”. При этом представители концерна на пресс-конференции не исключили, что ракета могла быть выпущена украинской ПВО.

В ответ основатель Bellingcat Элиот Хиггинс заявил, что Алмаз-Антей” использовал в своем докладе о катастрофе рейса MH17 некорректные и отредактированные снимки.

Спецоперация

29 июля – всего за несколько часов до голосования в Совете Безопасности ООН о создании международного трибунала по сбитому “Боингу” под Донецком – телеканал LifeNews выдвинул новую теорию о причинах падения лайнера.

Согласно этой версии, 17 июля 2014 года на борту “Боинга” взорвалась бомба. “Я практически уверен, что самолет был уничтожен изнутри, и это была спецоперация”, – заявил тогда в эфире телеканала эксперт федерального информационного центра “Аналитика и безопасность” Сергей Соколов.

Устаревший “Бук”

13 октября Совет Безопасности Нидерландов опубликовал финальный отчет по итогам расследования причин катастрофы, где говорилось, что авиалайнер был сбит ракетой, запущенной из произведенного в России “Бука”.

Комментируя доклад, российские СМИ ссылались не на голландских экспертов, а на специалистов концерна “Алмаз-Антей”. Согласно их версии, малайзийский лайнер действительно был сбит “Буком”, но не современным, а устаревшим.

“Самое главное – около 500 устаревших ракет 9М-38 с прямоугольными поражающими элементами до сих пор стоят на вооружении украинской армии”, – отмечал корреспондент программы “Воскресное время” на Первом канале 18 октября.

К началу 2016 года альтернативная версия об украинской ракете “воздух-воздух” перестала муссироваться в СМИ, ненадолго вернувшись в заголовки прессы лишь весной этого года. Тогда телеканал BBC2 показал документальный фильм о теориях крушения рейса MH17, среди которых была и версия об истребителе.

Вторая годовщина и доклад Bellingcat

Во вторую годовщину со дня трагедии крупные российские государственные телеканалы и вовсе обошли теории о причинах крушения “Боинга” стороной.

Репортаж, показанный в конце 90-минутной программы “Воскресное время”, обвинил украинские власти в халатности из-за того, что Киев не закрыл воздушное пространство в зоне боевых действий.

“Спустя два года после падения малайзийского “Боинга” вопросов к Украине становится все больше, и один из главных – почему, несмотря на рекомендации европейских экспертов, Киев вовремя не закрыл воздушное пространство?” – отметила корреспондент Первого канала.

Телеканал “Россия 1”, в свою очередь, и вовсе проигнорировал годовщину.

Однако в сентябре – в преддверии публикации голландского доклада о крушении Боинга – в российских СМИ вновь стали звучать версия об украинском “Буке”. На этот раз в центре внимания оказался мартовский доклад Bellingcat, а также новые данные от российского министерства обороны.

Целый ряд СМИ, включая англоязычный телеканал RT и издание Lenta.ru, отвергли доводы отчета Bellingcat о том, что к катастрофе причастны военнослужащие 53-й российской зенитно-ракетной бригады. В своих репортажах все они сослались на расследование группы российских волонтеров под руководством главного редактора сайта “Сегодня.ру” Юрия Котенка.

Госканалы, в свою очередь, сосредоточили внимание на данных, представленных во время брифинга 26 сентября. По данным военного ведомства, Ростовская РЛС не засекла ракету, выпущенную по “Боингу” с территории сепаратистов.

Тем не менее, оппозиционные блогеры и некоторые либеральные медиа отметили, что, по сути, минобороны – а вслед за ними и прокремлевские телеканалы – окончательно отказалось от версии о штурмовике Су-25, которую сами же и выдвинули спустя несколько дней после катастрофы.

С момента катастрофы прошло 7 лет. Окружным судом Гааги собраны все доказательства и выслушаны все свидетельские показания. Вина России в инциденте, практически, доказана. Россия своей вины по-прежнему не признаёт и выдаёт всё новые версии, которые голландский суд отказывается рассматривать. Мир застыл в ожидании судебного процесса, который должен назвать, наконец, виновников этой ужасной катастрофы…

https://www.bbc.com/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *